27 лет назад, в январе 1991 года на дороге Лачин-Шуша погибли корреспондент газеты "Молодежь Азербайджана" Салатын Аскерова и сопровождавшие ее советские офицеры. Эта смерть потрясла многих – Советский Союз еще не распался, понятия "горячих точек" в стране не существовало, и, казалось, тлевшие конфликты не перейдут в длительное вооруженное противостояние.
Когда начал разворачиваться конфликт вокруг Нагорного Карабаха, Салатын Аскерова, инженер нефтехимик по образованию и репортер по призванию, вела репортажи их зоны боевых действий. Имея карабахские корни, она считала эти места своей родиной и уверяла всех, что, на родной земле ничего страшного случиться не может. От последней поездки Салатын в Карабах ее отговаривали родители, умолял остаться дома шестилетний сын, но донесение правды о нагорно-карабахском конфликте до мировой общественности она считала своим долгом перед родиной. ”Если не я, то кто?” – отвечала Салатын на уговоры не ездить в прифронтовую зону.
9 января 1991 года она ехала из Лачинского района в Шушу с подполковником советской армии Олегом Ларионовым, майором Игорем Ивановым и сержантом Иваном Гойеком. На дороге офицеры и журналистка попали в засаду. Стреляли практически в упор из автоматов и снайперской винтовки сразу с двух направлений.
На ними шла машина, которую вел дальнобойщик Сохбет Севдималиев, ставший свидетелем расстрела. "Они поехали вперед, а мы за ними. Подъехали к месту под названием Галадяряси, там мост. Когда до моста оставалось метров 30, навстречу вышли три армянских бандита и начали нас всех обстреливать. Обстрел велся и с гор. Я не растерялся и дав заднюю скорость, отъехал метров на 50. Выскочив, мы легли под металлический кузов машины, обстрел велся очень долго.. и вдруг - резко тишина".
Аскерова, Иванов и Гойек погибли практически сразу, а раненый полковник Ларионов успел выпрыгнуть из машины и отстреливаясь занял оборону. Подошедшие к раненому офицеру боевики добили его выстрелами в упор. Позже в двух магазинах погибшего офицера насчитали лишь десять патронов, а на машине - 113 пробоин от пуль.
Сохбет Севдималиев говорит, что местность Галадяряси всегда считалась опасной – на этой дороге армянские боевики часто устраивали засады.
Резонансное дело об убийстве Салатын Аскеровой и троих советских военнослужащих было передано в суд в конце 1991 года. Преступников удалось найти и арестовать. В 1993 году Арно Мкртчян, Грачик Петросян, Арвид Мангасарян и Гагик Арустамян были приговорены к смертной казни. А Арташес Мкртчян, Артур Захарян, Анвел Саркисян, и Енок Осипян - к 15 годам лишения свободы. Еще один преступник Гараген Григорян - к 5 годам тюрьмы.
Через три года азербайджанская сторона приняла решение обменять осужденных армянских боевиков на мирных азербайджанских граждан, взятых в заложники. Власти Армении обязались, что убийцы журналиста и советских офицеров продолжат отбывать наказание за содеянное, но через некоторое время их выпустили на свободу. Так власти Армении оправдали убийц не только офицеров, но и репортера, хотя статус журналистов в горячих точках прописан в Женевской конвенции - "журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица". Как и все гражданские лица, репортеры не подлежат воинской дисциплине и не должны быть целью для атаки или репрессий любой из сторон конфликта. Вероятно, эти положения рассматривалась в Ереване как пустые слова.
Но в Азербайджане чтят память погибших. Именами советских военнослужащих названы улицы в Гяндже, а именем Салатын Аскеровой - в Баку. Ей посмертно присвоено звание Национального Героя Азербайджана, и сегодня отдать дань памяти бесстрашной журналистке многие приходят на Аллею Шехидов. Здесь часто можно встретить и ее сына Джейхуна, который, конечно, тоже стал журналистом.